rss

Консультация для педагогов по теме: Краткосрочный проект в средней группе «Пасха в казачьей семье»

Подготовила воспитатель Сидорова Анна Владимировна

Жизнь человека течет в годовом круге календаря. «Праздники памятны, а будни забывчивы», — гласит русская пословица.

Чтобы понять, прочувствовать величие и радость православного праздника, необходимо знать содержание и смысл великих событий, лежащих в его основе. В современном обществе в связи с утратой многих традиций заниматься духовно нравственным воспитанием нелегко, но необходимо. Опыт работы с детьми убеждает нас в том, что приобщение к традиционным ценностям культуры необходимо. Возродить традиции культуры — одна из приоритетных задач дошкольного образования.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом.

Поиск путей решения проблемы привёл к попытке применения в  работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой развивающего обучения являются интересы ребёнка.

Главные преимущества этого метода в работе воспитателя — значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность воспитания и  обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Тем самым, знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

 Поэтому в нашей группе совместно с родителями  мы решили провести  проект «Пасха в казачьей семье». Проект краткосрочный, познавательно-художественно-эстетический проходил в период с 26 марта по 13 апреля 2018 года.

Целью данного проекта было познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями и особенность празднования праздника на Кубани.

Перед собой мы поставили следующий задачи :

  • Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.
  • Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».
  • Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
  • Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.
  • Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).
  • Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.
  • Создать условия для реализации творческой деятельности.
  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.

Работа над проектомпроходила в 3 этапа:

1 этап:  Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, обновление и оформление книжного уголка в группе.

Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности, игры, иллюстрированный материал, художественная литература, фольклор по данной теме, музыкальные инструменты, аудиозаписи, использование мультимедиа.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап: Практическая часть. Реализация и контроль осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

Совместная деятельность с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Пасхальные яйца крашенки и писанки(презентация)».
  • Чтение – пересказ произведения Е.Чарушина «Курочка»

С. Есенин «Пасхальный Благовест»

Стихи о празднике Пасха.

Игровая деятельность.

  • Пасхальные игры: «Катание яиц», «Чье яйцо прокрутиться дольше?».
  • Хороводные игры: «Солнышко-ведрышко», «Ты по кругу пойди, себе друга найди».
  • Игры драматизации: «Курочка ряба», «Цыпленок».
  • Сюжетно-ролевая игры: « Встреча гостей на Пасху».
  • Дидактические игры: «Собери яйцо», «Найди свой цвет».

Работа с родителями:

  • Составление книги рецептов «Праздничный кулич и пасха».
  • Советы родителям: «Готовимся к пасхе и как провести выходные вместе с ребенком во время пасхи».
  • Изготовление совместно с детьми Пасхальных поделок.
  • Изготовление костюмов к празднику(Все костюмы были изготовлены сотрудниками и родителями воспитанников).

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка из пластилина «Пасхальные яички»

Рисование красками «Яичко не простое, а расписное»

Аппликация из бумаги «Пасхальный кулич». 

Роспись пасхальных пряников     

Слушание: песнопений, Колокольного звона «Пасхальный благовест» .

Пение: Народные песни и хороводы.  

4 этап:

Итоговое мероприятие: Проведение праздничного развлечения, посвященное дню светлой Пасхи. «Казачья пасха»

Благотворительная выставка ярмарка «Пасхальный звон»

Предлагаем  вашему вниманию отрывок итогового мероприятия

Даже, если некоторые вещи останутся не до конца понятыми нашими карапузами, не страшно. Будет еще время объяснить и ответить на вопросы детишек. Каждый год наши крохи будут пополнять свою сокровищницу этими важными знаниями. И так со временем они смогут все расставить по полочкам, а мы им в этом поможем. А потому, постоянно говорите со своими детьми, рассказывайте им обо всем, что поможет им в жизни..