rss

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР.

Подготовила учитель – логопед Савина И.А.

"Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка."

В. А. Сухомлинский

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Взаимодействие человека с землей, с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как развитие цивилизации, воздействие людей на природу становится слишком мощным и приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли и всей природы в целом, является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологического воспитания всего населения и, особенно, подрастающего поколения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям.

Исключительное значение общению ребенка с природой придавали великие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие. Их подходы, базирующиеся на тесном контакте с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях, подразумевали с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умение видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, а с другой – развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка.

Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой.

Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель.

Он решает задачи экологического воспитания:

  • формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • желания охранять и беречь природу.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи.

Основная задача учителя-логопеда ДОУ — всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего ОНР. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняютсяучитель-логопед становится активным помощником и участником.

При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

  1. развитие познавательных процессов, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);
  2. обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;
  3. формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  4. развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

В работе используются различные методы:

  • наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,
  • словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,
  • практические (экологические игры).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм:

• «Съедобное – несъедобное»

• «Кто где живёт?»

• «Узнай на вкус»

• «С какого дерева лист?»

• «Узнай по голосу животного»

• «Угадай, про кого расскажу»

• «Что сначала, что потом»

• «Угадай, что в мешочке»

• «Когда это бывает?»

• «Чей хвост?»

• «Четвертый лишний»

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

При подготовке к проведению занятий, бесед намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время беседы неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений разного типа. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи.

Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов:

  • описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец»«Собака»«Первоцветы»,
  • описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша»«Ель и береза»«Корова и кошка»)
  • описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне»«Мое любимое время года»«Что ты знаешь об осени?»);
  • составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный?»«Путешествие на Север»,
  • составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу»«Как мы поздравим мам и бабушек»,
  • составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества»«Три богатыря» В. М. Васнецова)
  • сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой»«Что случилось на реке весной»).

Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают “корни”)

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

  • на стенде вывешивается информация о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи);
  • тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;
  • экологический конкурс, например «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года);
  • консультация для родителей«Давайте задумаемся о речи»«Речевые дидактические игры экологического содержания».

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.